кошки в танке

Болезни зубов и десен нередко поражают животных. Гингивит у кошек – один из самых распространенных диагнозов в ветеринарной практике. Страдают им в основном животные в возрасте от 5 лет и старше. В редких случаях болезнь встречается у молодых особей.

Пародонтоз у кошек и его «коллеги»

Любое воспаление десен, затрагивающее один или несколько зубов животного, называют гингивитом.

Инфекция распространяется от воспаленных десен к связкам и костной ткани, медленно их разрушая.

Запущенный гингивит переходит в пародонтоз, что неминуемо ведет к потере зубов.

ВНИМАНИЕ! Небольшое воспаление за короткий срок распространяется по всей пасти, спускается в глотку и гортань, поражает миндалины, желудочно-кишечный тракт, печень и почки. Поэтому при первых признаках заболевания необходимо обратиться к ветеринару.

Лимфоцитарно- плазмоцитарный стоматит/гинговостоматит – не до конца изученное и плохо поддающееся лечению заболевание. Причиной развития болезни называют совокупность факторов: кальцивирус в сочетании с аутоиммунной компонентой. Основные исследования проводились в Великобритании, в России много лет успешно диагностируют и разрабатывают продуктивные схемы лечения.

Индолентная язва в основном поражает верхние губы животного. На ранних стадиях язвы небольшие, с чуть вогнутой поверхностью. С прогрессированием болезни пораженные участки увеличиваются, язва разрастается, приобретает красно-коричневый цвет.

Симптомы гингивита

Внимательный хозяин может распознать гингивит в самом начале заболевания. Проблемы в полости рта питомца начинаются с несвежего дыхания.

Появляется чрезмерное слюноотделение. Визуальный осмотр показывает припухлость десен, их четкую красную окантовку. Здоровые десна имеют бледно-розовый цвет.

Кошки – очень терпеливые животные. Они способны молча переносить сильные боли.

Отказ от еды и питья, апатия, снижение активности питомца – говорит о том, что болезнь приняла серьезную форму.

На этой стадии в полости рта кошки можно наблюдать язвы, кровоточащие красные десна и расшатанные зубы.

Если у животного имеется хотя бы один из перечисленных симптомов, вполне вероятно, что это гингивит:

  • Неприятный запах из пасти животного.
  • Обильное слюноотделение.
  • Отек десен.
  • Ярко-красные десна с выраженным кантом.
  • Болезненность при приеме пищи.

ВНИМАНИЕ! Все лекарства небезобидны. Применять их без рекомендаций и контроля ветеринарного врача запрещено!

Лимфоцитарный гингивит поражает не только возрастных кошек, но и котят. Для него характерны:

  • Дисфагия – затрудненное глотание.
  • Галитоз – резкий неприятный запах из пасти.
  • Птиализм – повышенное слюноотделение.

При визуальном осмотре в пасти животного обнаруживаются общее покраснение, воспаление, язвы на деснах. Преимущественная локализация – зев, корень языка, щеки, язык, гортань и носоглотка.

Отсутствие гигиены полости рта – основная причина возникновения гингивита у животных. Задача владельца с самого раннего возраста приучить кошку к регулярной чистке зубов. Другими факторами, влияющими на возникновение и развитие болезни, являются:

  • рацион питания;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • авитаминоз;
  • кариес;
  • травмы/царапины десен;
  • повреждения зубной эмали;
  • проблемы с прикусом, скученность зубов;
  • аутоиммунные заболевания.

Промышленные корма низкого качества провоцируют развитие авитаминоза, наблюдается расстройство пищеварительной системы. Не лучший вариант натуральное питание, состоящее из каши и рыбы. Во всем должен быть баланс. Если сухой корм, то супер-премиум марок. Если натуральное питание, то из полезных для кошки продуктов, разнообразное, с добавлением витаминов и минералов.

Важно следить за состоянием зубов. Кариозные зубы животным лечат! Правда, только на начальных стадиях.

В ветеринарной практике применяется «прижигание» кариозных точек азотнокислым серебром или фтористым натрием.

Сильно разрушенные зубы удаляют, ни в коем случае нельзя оставлять очаги инфекции в полости рта животного.

Зубной налет и камень очищают как минимум раз в неделю. Для этого используют зубную щетку для младенцев: она маленькая, с мягкой щетиной. Удобно чистить зубы питомцу бинтом, обмотав его вокруг пальца.

Для большей эффективности рекомендуется чистить зубы специальной пастой.

Различные повреждения зубной эмали можно и нужно реставрировать. У животных это делается не с эстетической точки зрения, а исключительно для предотвращения развития серьезных заболеваний. На поврежденный зуб наносится герметизирующая смесь и фтор. Зубные ткани укрепляют, предотвращая дальнейшее разрушение.

Диагностика

При диагнозе гингивит необходимо сдать анализы крови (общий и биохимический), мочи. Это поможет оценить состояние животного и назначить грамотное лечение.

По показаниям у кошки могут быть взяты пробы на вирус лейкоза, иммунодефицита, герпеса.

Для оценки состояния внутренних органов необходимо сделать УЗИ. В ряде случаев назначают стоматологический рентген.

Точная диагностика гингивостоматита проводится с помощью биопсии. Кальцивирус выявляют, взяв у животного соскоб из ротовой полости.

Данный метод имеет более высокую диагностическую точность, чем, например, ПЦР, который нередко выдает ложноотрицательный результат.

Фото: гингивит у кошек


Лечение болезни

Лечение гингивита в домашних условиях возможно лишь на начальных стадиях, когда владельцу удалось обнаружить первые признаки: покраснение и небольшую припухлость.

Сначала необходимо провести гигиену полости рта. Можно это сделать самостоятельно либо обратиться в ветеринарную клинику, где скалером или с помощью ультразвука животному удалят зубной камень и налет. Начальная стадия хорошо купируется травяными настоями (из ромашки или коры дуба).

ИНТЕРЕСНО! Полоскание кошачьей пасти непростая, на первый взгляд, задача. Вам понадобится шприц без иглы или маленькая резиновая груша. Теплый раствор набирается в емкость, животное фиксируется в руках над ванной или раковиной. После чего орошается полость рта.

Из аптечных средств хорошо себя зарекомендовал спрей Мирамистин.

Десны необходимо смазывать стоматологическими гелями. Использовать можно лекарства как из ветеринарной аптеки (Зубастик, Дентаведин), так и из человеческой – Метрогил Дента.

В ситуации, когда гингивит проявил себя явно, травяные настои не помогут. Лечение животного должно проходить под строгим контролем ветеринара. После санации полости рта при запущенном гингивите кошке нередко удаляют поэтапно все зубы, при лимфоцитарном – в 9 случаях из 10. Как показывает практика, лечение тяжелых форм гингивита без хирургического вмешательства нецелесообразно.

Медикаментозная терапия включает:

  • Антибиотики. В виде мазей, таблеток, либо уколов.
  • Диетическое питание. Возможно, ветеринарные паштеты.
  • Стероидные мази.
  • Обезболивающие препараты.

Заразен ли стоматит для человека? Вообще, да. Но заразиться им от кошки достаточно проблематично. Тем не менее, не стоит целовать кота в морду. После общения с питомцем тщательно мойте руки.

ВАЖНО! При отсутствии лечения или его неэффективности развивается гиперплазия десен. Хронические воспалительные процессы влекут за собой существенные изменения десен: они увеличиваются в размерах, постепенно закрывая собой зубы. В большинстве случаев требуется хирургическая коррекция десневых тканей.

Основное правило, которому нужно следовать, готовя еду для кота с гингивитом – питание должно быть теплым и мягким. Сухой корм необходимо размачивать в теплой воде и коту подавать в виде кашицы. Неплохо ввести в рацион питомца ветеринарные паштеты для ослабленных животных. Натуральная пища должна быть перемолота в пюре.

Профилактика

Для профилактики гингивита регулярно проверяйте полость рта питомца. Не забывайте чистить ему зубы.

При необходимости обращайтесь к ветеринару за профессиональной чисткой зубов. Из питания необходимо исключить продукты, содержащие мелкие, трубчатые, острые кости. Несколько раз в месяц питомцу можно давать лакомства, очищающие зубы от налета.

Лимфоцитарно-плазмоцитарный стоматит невозможно предупредить, т.к. это аутоиммунное заболевание. Все, что можно предпринять, это следить за качественным питанием животного, не допускать развития каких-либо инфекций в полости рта, следить за гигиеной и регулярно наблюдать питомца у врача.

Легкие формы гингивита при своевременном обращении к ветеринару полностью излечиваются. Лимфоцитарный гингивит – хроническое заболевание, требует от владельца сил и терпения. Тем не менее, под руководством грамотного врача удается достичь длительной ремиссии.

Полезное видео

Обобщение всей информации о болезни:

Снятые с производства в июле 1942 года, танки Pz.Kpfw.II Ausf.F стали фактически последними выпускавшимися в Германии лёгкими танками в традиционном понимании этого термина. Тем не менее, боевые машины данного типа производились в Третьем рейхе и позже. Речь идёт о танках-разведчиках, по функциям близким к разведывательным бронеавтомобилям. Даже немецкий термин Panzerkampfwagen («танк») по отношению к подобным машинам не применялся. В этой статье речь пойдет о немецких танках-разведчиках военного периода Gefechtsaufklärer Leopard, Pz.Sp.Wg.II Ausf.MAN Luchs и Aufklärungspanzer 38(t), ни один из которых так и не стал по-настоящему массовыми.

С двухместной башней

Разработчики немецких легких танков в значительной степени отставали от создателей машин среднего класса в вопросе разделения обязанностей членов экипажей. La.S., он же Pz.Kpfw.I создавался как двухместный танк. Таковыми были все танки данного семейства, включая Pz.Kpfw.I Ausf.C и Pz.Kpfw.I Ausf.F. Неизменной оставалась и концепция трехместного La.S.100, или Pz.Kpfw.II. Как и у французских танков Renault D1 и SOMUA S 35, увеличение экипажа здесь произошло за счет радиста, сидевшего в корпусе. Между тем в СССР, США, Великобритании и Чехословакии ещё с середины 30-х годов лёгкие танки разрабатывались и выпускались с двухместными башнями. Двухместные советские Т-60 и Т-70 здесь стоят особняком, эти танки появились как результат аврального развития плавающего танка-разведчика Т-40, на который военные косо смотрели еще весной 1941 года.

Что же касается немцев, то одноместная башня для лёгкого танка у них долго считалась нормой. Ситуация начала меняться только после начала Второй мировой войны. По итогам боевых действий 2-й лёгкой дивизии (одной из двух дивизий, имевших на вооружении Pz.Kpfw.II Ausf.D) возникла идея разработки лёгкого танка-разведчика. Называлась машина по-немецки просто – Einheits-Aufklärungsfahrzeug, то есть «единая разведывательная машина». Такие танки-разведчики предполагалось включать в состав танковых и легких дивизий.

Официальный заказ от In.6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, инспекция моторизованных войск) на «единую разведывательную машину» появился 15 сентября 1939 года, то есть еще до окончания боевых действий в Польше. Согласно включённым в заказ требованиям, вермахту была необходима гусеничная разведывательная машина с высокой скоростью движения и хорошей проходимостью. Как показали боевые действия в Польше, имевшиеся на вооружении немецкие лёгкие танки этим требованиям не соответствовали. Также в заказе указывалось на предпочтительность использования резино-металлических траков, которые довольно неплохо показали себя на тестах. Правда, дальнейшие работы показали, что подобные траки, отлично показавшие себя на полугусеничных тягачах, для танков, даже лёгких, оказались далеко не лучшим выбором.

Контракт на разработку шасси танка-разведчика достался фирме MAN, а башни и подбашенной коробки – Daimler-Benz. Шасси получило обозначение VK 13.01 («полностью гусеничное, 13-тонный весовой класс, первый тип»). Согласно спецификации, танк, имевший на тот момент боевую массу 11 тонн, должен был развивать максимальную скорость 70 км/ч. Толщина его брони составляла 30 мм в лобовой части и 20 мм на бортах. Вооружение состояло из привычной спарки 20-мм автоматической пушки и пулемета MG 34. Разница была в том, что 2 cm KwK 38 получило не укороченный, а полноценный ствол от 2 cm Flak 38. Это позволяло чуть увеличить пробитие. Впрочем, даже этим орудием VK 13.01 не мог бы пробить собственную лобовую броню.

Сложных путей в MAN и 6-м отделе Департамента вооружений искать не стали: за основу для шасси был взят лёгкий танк VK 9.01. Силовая установка, коробка передач, механизмы поворота и другие узлы перекочевали на VK 13.01 с более лёгкой машины. Первое время приоритет в разработке отдавался не VK 13.01, а другой машине – VK 9.03. Появилась она в программе разработки 22 июня 1940 года. Она отличалась 180-сильным двигателем Maybach HL 66 и увеличенной до 20 мм толщиной брони бортов. Танк предполагалось использовать в двух вариантах – Pz.Kpfw.II Ausf.H с одноместной башней от VK 9.01 (Pz.Kpfw.II Ausf.G), а также Pz.Kpfw.II Ausf.M с двухместной башней, которая проектировалась Daimler-Benz для VK 13.01. Вариант с двухместной башней весной 1941 года рассматривалась на роль Gefechtsaufklärungsfahrzeug, то есть разведывательной боевой машины для танковых полков.

В июле 1941 года на испытания вышел первый опытный образец VK 13.01 (он же Pz.Kpfw.II n.A.). К сожалению, подробностей об этой машине или её изображений не сохранилось. Можно лишь говорить о том, что ожидаемых характеристик она не достигла. Контракт на выпуск 15 танков нулевой серии быстро ушёл в небытие. Развитием этой машины должен был стать VK 13.02, о котором практически ничего не известно. Возможно, танк должен был получить другой двигатель и трансмиссию.

С 1 августа 1941 года в переписке появляется другая машина – VK 13.03. Этот танк получал силовую установку и элементы трансмиссии от VK 9.03. Упоминался, впрочем, и форсированный вариант двигателя HL 66 P мощностью 200 лошадиных сил. Требования по максимальной скорости снизили до 60 км/ч. Вооружение и башня сохранялись в неизменном виде. Планировалось выпустить серию из 250 танков данного типа.

Понимая, что разработка танка-разведчика может затянуться, а то и вовсе зайти в тупик, в Департаменте вооружений решили подстраховаться. 31 июля 1940 года спецификация на танк была направлена на заводы BMM и Škoda. От чешских фирм требовалось создать танк-разведчик с боевой массой 10,5 тонн и с максимальной скоростью 60 км/ч. Каждая фирма должна была изготовить по 5 танков. Первой успела Škoda, построившая в октябре 1941 года опытный образец Pz.Kpfw.T-15. BMM в декабре 1941 года представила опытный образец Pz.Kpfw.38(t) n.A. Первый же опытный образец VK 13.03 появился в начале 1942 года. В 10,5 тонн VK 13.03, в марте 1942 года именовавшийся как Pz.Sp.Wg.II Ausf.MAN, не вписался. Реальная боевая масса танка составила 11,8 тонн. Для сравнения, Pz.Kpfw.38(t) n.A. (он же Pz.Sp.Wg.II Ausf.BMM) имел боевую массу 11,5 тонн, а Pz.Kpfw.T-15 (он же Pz.Sp.Wg.II Ausf. Škoda) получился еще легче – 10,8 тонн.

Детище MAN получилось самым длинным, имело самый слабый мотор и по скоростным характеристикам выглядело не лучше конкурентов. Тем не менее, результаты совместных испытаний, которые начались 16 марта 1942 года, оказались не в пользу чешских танков-разведчиков. 26 июня был подготовлен отчет, согласно которому победителем были признаны Pz.Sp.Wg.II Ausf.MAN. За это время танк прошёл 2484 километра. Отмечалось, что машина имела хорошую управляемость, но на скользкой дороге имелась опасность заноса. Несмотря на более слабое вооружение, чем у конкурентов, Pz.Sp.Wg.II Ausf.MAN и в этом отношении был признан наиболее удачным. Дело в том, что внутренние объёмы его башни оказались самыми большими, что для танка-разведчика было очень важным. Также у Pz.Sp.Wg.II Ausf.MAN был самый высокий дорожный просвет и наибольший запас хода. Итоги испытаний открыли, наконец, дорогу к серийному производству.

Разведчик-переросток

К концу 1941 года VK 13.03 являлся не единственным танком-разведчиком, который разрабатывался фирмой MAN. В середине 1941 года фирма получила задание на разработку более крупного разведывательного танка, который получил обозначение VK 16.02(M). Это был уже второй танк с подобным индексом: прежде под обозначением VK 16.02 проходила «бумажная» вариация лёгкого штурмового танка, более известного как Pz.Kpfw.II Ausf.J. В качестве основы при его создании было взять средний танк VK 20.02 (M). Эволюционировала новая машина тоже одновременно с VK 20.02 (M): после ознакомления с Т-34 осенью 1941 года было решено придать её броневым листам корпуса рациональные углы наклона.

Эскизный проект и деревянная модель переработанного шасси VK 16.02 были продемонстрированы в конце ноября 1941 года. Машина отличалась очень высоким уровнем броневой защиты: толщина лобового листа составляла 80 мм, а бортов 60 мм, то есть по этому параметру была равнозначна Pz.Kpfw.II Ausf.J, VK 36.01 и VK 30.01(P ). Разница в том, что листы эти находились под рациональными углами наклона. В качестве силовой установки предполагалось использовать 400-сильный мотор Maybach HL 100. Поскольку развитие VK 20.02 (M) в том же направлении было более приоритетным, 6-й отдел Департамента вооружений принял решение передать разработку VK 16.02(M) фирме MIAG Mühlenbau und Industrie Aktiengesellschaft.

Контракт на изготовление башни для VK 16.02(M) получила Daimler-Benz. Работы по разработке башни возглавил Херберт Кунце, ведущий инженер-конструктор Daimler-Benz Werk 40 по башенной тематике. Конструктивно башня сильно пересекалось с наработками по башне к среднему танку VK 30.01(D), на которые, в свою очередь, сильное влияние оказала конструкция башни советского танка Т-34. Радикально изменить башню по сравнению с предыдущими разработками пришлось в том числе и из-за того, что в ней нужно было разместить не только двух человек, но и 50-мм пушку KwK 39 L/60. Для этого пришлось значительно увеличивать диаметр погона, а это сказалось и на форме башни. Как и корпус, она получила рациональные углы наклона бронелистов. Орудийная установка получила подвижную бронировку, которая за характерную форму получила прозвище Topfblende, то есть «маска-горшок».

На MIAG работы возглавил старший инженер-конструктор Вольф. К весне 1942 года VK 16.02(M) получил другое обозначение. Как и некоторым другим разработкам, машине присвоили «звериное» имя. Теперь она называлась Gefechtsaufklärer Leopard, то есть «боевой разведчик Леопард». Согласно представленной MIAG документации от 4 июня 1942 года, боевая масса Leopard составляла 26 тонн. Существовал и облегченный вариант конструкции, но Гитлер его отверг, считая, что толстая броня нужна и танку такого класса.

Для тех, кто увидит здесь очередное доказательство безумия Гитлера, стоит напомнить об американском Light Tank T7, который в результате постоянного усиления брони и вооружения «поправился» с проектных 12,7 тонн до почти 25. А спустя год тем же самым в отношении лёгких танков стали заниматься и в Главном бронетанковом управлении Красной армии (ГБТУ КА). В СССР дело дошло до проекта лёгкого танка с боевой массой 25 тонн и пушкой калибра 85 мм. Правда, стоит отметить, что советские и американские военные требовали от своих конструкторов именно лёгкий танк, а не разведывательную машину.

27 июля 1942 года MIAG продемонстрировала доработанный вариант танка. В целом его облик остался таким же, как у VK 16.02 (M) образца ноября 1941 года. Но были и отличия. Диаметр опорных катков вырос до 960 мм, планировалось использовать и более крупные ленивцы. Сохранились присущие VK 20.02(M) выступы в лобовой части корпуса, которые были убраны на VK 30.02(M).

MIAG продолжала работать и над более легким вариантом Leopard, имевшим лобовые листы толщиной в 60 мм и борта толщиной 40 мм. Впрочем, в сентябре 1942 года этот вариант Гитлер отверг окончательно. Предполагалось, что первые танки пойдут в серию в апреле 1943 года, а к октябрю будет выпускаться по 20 машин в месяц.

Тем временем танкисты требовали не столько хорошо бронированный, сколько быстрый танк-разведчик. 13 октября 1942 года на совещании с участием Гитлера было принято решение пускать в серию более лёгкую версию машины. Согласно первым расчётам она должна была иметь боевую массу около 18 тонн, но позже она «потяжелела» до 21,9 тонны. Почти столько же весил Pz.Kpfw.III Ausf.L, имевший такое же вооружение. Приводить Gefechtsaufklärer Leopard в движение должен был 550-сильный двигатель Maybach HL 157. Трансмиссия включала полуавтоматическую коробку передач Maybach OG 55 11 77 и многоступенчатый механизм поворота. Ожидалось, что танк будет развивать максимальную скорость 60 км/ч по шоссе и 30 км/ч по проселку. Впечатляющим выглядел запас хода – 500 километров по шоссе и 300 по проселку. Конструкция ходовой части в целом оставалась без изменений, но позже вместо траков шириной 650 мм было решено использовать траки 660×150 мм, такие же, как на Pz.Kpfw. Panther. В финальном варианте толщину лобовых листов корпуса и башни уменьшили до 50 мм, а бортов до 30 мм.

Одновременно с работами по Gefechtsaufklärer Leopard начались работы по разработке самоходных установок на той же базе. Первым из них был истребитель танков Sturmgeschütz auf Leopard (L/70). Увы, кроме упоминания, никаких других материалов по ней не сохранилось. Зато сохранились фотографии полноразмерного макета самоходной установки Gerät 5–1028. Её, как и Sturmgeschütz auf Leopard (L/70), проектировали сотрудники Rheinmetall-Borsig. На несколько измененном шасси Leopard устанавливалась башня с противопульной броней, в которой находилась 105-мм гаубица leFH 43. Задняя часть башни могла частично раскладываться, что облегчало работу расчета. Кроме того, конструкторы отказались от рациональных углов наклона бортов корпуса. Больше того, борта здесь могли откидываться вбок, образуя большую платформу. Получалась самоходная легкая гаубица, которая обладала круговым сектором обстрела и имела высокую манёвренность.

admin

Все записи автора