мифы египта кошки

Метки

Рубрики

  • Цитатник (1903)
  • Картинки (1268)
  • Художники (1034)
  • Фото (886)
  • Живопись (607)
  • Дневник (407)
  • Поэзия (401)
  • Праздники (325)
  • Мифология (292)
  • Кошки (277)
  • Музыка (225)
  • Природа (211)
  • Фантастическое (199)
  • Книжная иллюстрация (194)
  • Видео (186)
  • Сказки (169)
  • Животные (160)
  • Мода (149)
  • Декоративное искусство (139)
  • Фотографы (138)
  • Смешное (135)
  • Куклы (122)
  • Ангелы (120)
  • Города и страны (116)
  • Литература (100)
  • Графика (94)
  • История искусства (88)
  • Информация (81)
  • Актеры (71)
  • Тесты (70)
  • История костюма (65)
  • История (64)
  • Архитектура (62)
  • Цветы (61)
  • Кино (53)
  • Фотошоп (53)
  • Оформление (49)
  • Гифки (49)
  • Размышления (46)
  • Гороскопы (43)
  • Ювелирное искусство (43)
  • Птицы (41)
  • Интернет (38)
  • Театр (28)
  • Скульптура (26)
  • Оружие (23)
  • Открытки (19)
  • Танец (17)

Музыка

Я — фотограф

Югославские примитивисты

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

КОШКА: в МИФОЛОГИИ ЕГИПТА


Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу».

Древнейшие изображения кошек, которые дошли до нас из Анатолии (территория современной Турции) VI век до н.э., из Иерихона — V век до н.э., показывают несколько женщин, забавляющихся с кошками. Изображения кошек, как правило, полосатых или пятнистых, можно увидеть на рисунках из Египта и Помпеи. В Китае этих животных знали за тысячу лет до н.э

В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки — истребителя грызунов. Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным.

Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.

Но их подлинной богиней стала львиноголовая Бастет.

Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге «Эволюция символизма»: «Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью. Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле. И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме.

Кошка называлась по-египетски «мау», что значит зрячий, от глагола мау — видеть. Луна как кошка была глазом солнца, ибо она отражает солнечный свет и потому, что глаз отображает изображение в своем зеркале».

Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила — стал местом паломничества. Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Главным центром египтян стал огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. В знак траура скорбящие по кошкам люди обривали себе брови.

Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.

Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался. Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, сто тысяч жрецов собирались в Бубастисе на большое поминовение божественной кошки.

В 525 году до н.э. египтяне потерпели поражение в битве у Пелузиума. Персидский царь Камбис II использовал коварный военный прием: он велел отловить кошек и привязать их к щитам своих солдат. Камбис выступил с этим живым «божественным» оружием против пришедших в ужас египтян. Фараон Псамметих III тотчас капитулировал, и персы без потерь вступили в Пелузиум.

Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина. Ее вывоз из страны был категорически запрещен.

Картинки с сайта «Кошки в египесткой мифологии»

Символы и мифы о кошках и котах.

Кот символизирует царственность. Это солярный символ. «Солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могло называться котом, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме», — пишет Елена Блаватская, рассказывая о мифологической культуре древних египтян. Египтяне называли кошку «May», что в переводе означает «видящий».

Кот в Древнем Египте считался священным животным бога Солнца — Ра . Согласно легенде, бог Солнца — Ра, превратившись в рыжего кота, каждую ночь переплывает подземную реку Нил, чтобы вновь взойти на небосклоне и осветить Землю. Жадный и коварный змей Апоп, желая проглотить светило, выпивает воду из подземной реки, и стремится уничтожить священное животное.
Так отображена в легендах Древнего Египта борьба двух сил: тьмы и света. Она представлена, как жестокая схватка змея Апопа и бога Солнца в образе кота. Сражение происходило вблизи города Гелиополя под священным деревом жизни — сикиморой. Рыжий кот, символизирующий бога Солнца — Ра, отрубил голову ужасному змею и силы света победили в жестокой борьбе с силами тьмы! В знак благодарности за спасение Земли от сил тьмы, люди построили в честь кота, олицетворяющего Солнце, священные храмы и проводили там обряды преклонения перед священным животным, который спас людей от страшного змея, воплощения зла. Эти храмы действуют до сих пор и люди, помня о таком свершении, с благодарностью относятся к котам, этим священным животным, которые каждую ночь в образе рыжего кота побеждают злого дракона.

Кошку, по утверждению Елены Блаватской, египтяне отождествляли с луной: «Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле». Таким образом, кошка воспринималась египтянами как Луна — богиня радости и веселья, которую они называли Баст. В этом мифологическом образе заложены самые прекрасные качества женщины.

Согласно мифам Древнего Египта, Баст изображалась в виде женщины, у которой вместо человеческой головы была голова кошки, а в руке — систр. Иногда на изображениях она была с головой львицы, что соответствовало богоподобным Сехмет и Тефнут. В более поздние времена кошку наделили царственной силой и отождествили с богиней Исидой.

Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы. В Европе она стала известна около 2 тыс. лет назад. Первое сообщение о появлении кошек в Европе можно найти у Плутарха в I веке н. э.

Древние греки, согласно мифологии, связывали символ кошки, с богиней охоты — Артемидой. Ей приписывали злой и необузданный характер. Её способность видеть в темноте, изменяя форму зрачка, приближала образ Кошки к символу Луны. Так как изменение зрачка кошки происходит в соответствии с изменениями лунных фаз.

Согласно мифологии Древнего Рима, символ кошки отождествлялся с образом прекрасной Дианы — богини плодородия, которая благословляет рождение всего живого на Земле. Её женственность и плодовитость поставили рядом с образом Дианы образ Тифона, которого независимая Диана покидает, превратившись в кошку. В Древнем Риме кошка — этот гордый и свободолюбивый зверек — служила символом свободы и независимости, была непременным атрибутом богини свободы Либертас и изображалась рядом с ней.

Мифы древнего Востока приписывают котам силу и ум, на Тибете их называют «небесным оком». Кошка символизирует женскую энергию — Инь и наделена тайной силой, отмечает Cat-and-cat.com. Светящиеся в темноте большие круглые глаза кошки, превратили её в таинственного ночного зверя. Считается, что она способна общаться с потусторонними силами и, благодаря этому, может трансформировать и рассеивать негативную энергию.

Славянские народы связывают образ Кота с тёмными силами, приписывая ему похоть и лень. Согласно славянской мифологии, Кот — это воплощение нечистой силы.

Образ кошки имеет своё женское воплощение и всегда связан с ведьмами, потому-то все так боятся и не любят чёрных кошек.

Еще кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По славянской мифологии, кошка сотворена из рукавицы Девы Марии, считается «носит сон в рукаве», бережет малых деток и гонит прочь всякую нечисть. Именно поэтому так много существует колыбельных песен о котах.

На Руси домашние кошки появились только в начале XI в., благодаря путешественникам и мореплавателям. Они быстро завоевали всеобщую любовь и популярность: издавна появилась поговорка «Без кошки не изба». Согласно действующим законам, кража кошки наказывалась значительным штрафом, в несколько раз превышающим штраф за кражу коровы. Трёхцветная кошка, по поверьям, приносила счастье своим хозяевам, также верили, что чёрный кот в доме спасает от грозы и от воров. Перелистывая старые добрые сказки, мы видим величественную фигуру Кота Баюна, что сидит на столбе, побивает весь люд, напускает неодолимый сон и сказывает сказки, и Кота-Котофеича, что тоже победил Змея и научил людей добывать огонь.


У Пушкина Кот учёный вовсе не так-то прост: образ Дуба – символ Мирового Древа, или Дерева Жизни, златая цепь – символ Путей, по которым днём и ночью сей учёный муж ходит. Это некий усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна.

В кота может превратиться и сказочный герой, победитель чудовища Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки.
Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще — Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к бабе-яге.

Издавна ходили истории о кошках, которые умели превращаться в людей и принимали облик прекрасных дев. Басня Эзопа «Венера и кошка» рассказывает о кошке, которая влюбилась в прекрасного молодого царевича. Венера, богиня любви, согласилась превратить животное в очаровательную девушку; молодые люди встретились и в конце концов поженились.
Однако богиня не была уверена в том, что превращение кошки было полным: в брачную ночь она впустила мышку в спальню молодых. Забыв обо всем на свете, девушка бросилась на мышь и сожрала ее. Богиня, чьи подозрения подтвердились, решила, что девушку лучше превратить обратно в кошку.

Все суеверия берут свое начало в мифах. Существуют вот такие виды мифических кошек:»кошка-демон»; «кошка-домовой»; «кошка-разрушитель»; «кошка-проводник».

В мифологии кошка выступает как воплощение или помощник чёрта и нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.

Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие – наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.

Часто кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. Считается, что злого духа видят все слепорождённые животные. К этой категории, безусловно, относится и кошка.

На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить «хозяйку» – кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.

Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь – она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. Именно кошки являются главными хранителями домов. Они охраняют наши дома от вторжения зла, от «незваных гостей» которых очень трудно увидеть человеку.

Все кошки, независимо от породы — обладают удивительной способностью. Они могут перераспределять и генерировать отрицательную энергию перерабатывая в более светлую. Наверное, если у Вас есть домашний любимец, то Вы заметили, что если у Вас что-нибудь заболело, то друг на четырех лапах уже тут как тут. Кошки всегда чувствуют, где нужна их забота.

Особую функцию имеют кошки, о которых рассказывается в легендах. Образ кошки в славянских легендах достаточно специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. В различных сказаниях распространены мотивы учёного кота. Пушкинский учёный кот, ходящий «по цепи кругом» – милое и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом Баюном,

Кот Баюн – персонаж русских волшебных сказок. Этот кот, сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и «побивает весь люд». Слово «баюн», согласно толкового словаря Даля, происходит от «баять» или «баить». Это означает «говорить, рассказывать», ну а сам Баюн соответственно «говорун и рассказчик». В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Самым ярким примером двойственной природы сказочного кота является образ кота бабы-Яги из сказки «Баба-Яга».

Еще один необычный персонаж сказок — кот-игрун из сказки «Иван меньшой — разумом большой». Этот кот играет на волшебных гуслях, и его игра заставляет всех, кто ее слышит, танцевать помимо собственной воли.

Огненная земляная кошка

На Урале существовали сказания о Земляной кошке. Эта огромная кошка ходит под землей и стережет клады, а на поверхности видны лишь ее огненные уши. По поверьям ее огненных ушей боятся волки, а для человека Земляная кошка не представляет никакой угрозы, и даже может стать неожиданной спасительницей. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы.

Кошка – удивительное животное, которое живёт рядом с человеком более пяти тысяч лет. Это гордое и независимое, но чуткое и отзывчивое на доброту существо. Конечно, существуют и другие любимцы у людей, такие, как собачки, хомячки или рыбки, но именно кошки и коты самые любимейшие из всех домашних животных. Эти домашние животные живут во всех уголках нашей земной планеты, и это не может не радовать. Они очень мягкие, нежные, маленькие пушистые комочки, которые дарят человеку тепло и ласку. Они пробуждают в нас лучшие чувства. Люди всегда считали, что это они заводят кошек, но на самом деле все совершенно наоборот. С давних времен кошки всегда сопровождали человека. Но при этом они никогда не служили ему, как остальные животные. Живя поблизости, они сохраняют полную самостоятельность и дружелюбный нейтралитет. Однажды, ученые решили подсчитать, сколько домашних животных проживает на нашей планете, и выяснилось, что их всего 400 миллионов, и самое большое количество кошек и котов проживает в США. А в Индонезии живет 30 миллионов этих миленьких и замечательных животных, во Франции их более 8 миллионов.

Именно потому, что рядом с человеком всегда живет и жило такое огромное количество кошек и котов, люди и придумывают различные легенды, сказки, предания. У каждого народа они разные, каждый народ видит этих миленьких существ по-своему.

Поэтому кошка не только вошла в мифологию разных народов, но и стала героем многих фольклорных и литературных произведений.

Сегодня кошка – одно из самых любимых домашних животных во множестве стран. Кроме того, в некоторых культурах кошка выступает символом царственности. Кошка в Фэн-шуй символизирует домашний очаг и уют. Она неусыпно стоит на страже семейного счастья. Символ кота всегда помогает выходить из трудных ситуаций и помогает в борьбе со злом. Эти милые создания являются традиционным амулетом для привлечения денег, удачи и защиты в Ваш дом или бизнес.

Кошка нередко встречается в средневековой геральдике. У этих животных есть понимание свободы, так как кошка не желает быть ни пойманной, ни заключенной. Кошка не унывает и хитра. Поэтому, наделяя кошек символом свободы старинные роды швабов, швейцарцев и бургундцев вводили их в свои гербы
В средние века во Франции и Швейцарии кот был изображён на гербах наиболее известных и древних родов. Независимость и свободолюбие этого животного во все века были достойны уважения. Кот — ярый защитник своей территории, он весел и хитёр. Именно таким мы видим его на старинных гербах швабов.


В исламе кошке тоже принадлежит особое место. Ей, единственной из животных, позволен вход в мечеть и полная свобода действий там.Мусульмане считают, что кошка родилась в Ноевом ковчеге от чихания льва.

По одному из мифов все началось еще с любимой кошки Пророка Мухаммада. Звали ее Муэцца .Пророк любил ее настолько, что никогда не тревожил ее сна, а воду, которую она пила, использовал для омовения перед молитвой. Так же она любила спать на его коленях во время проповедей. В общем, вела себя как любая любимая домашняя кошка. Однажды киска уснула на рукаве хозяйского халата, приготовленного для утренней молитвы. Не долго думая, Мухаммад отрезал рукав, на котором дремал зверек, и оделся. Когда Мухаммад вернулся после молитвы, Муэцца проснулась и поклонилась Пророку, а он трижды погладил кошку по спине. Из-за того, что рука Посланника Аллаха коснулась спинки животного, кошки почти никогда не падают на спину, а приземляются на лапки.

Другой миф рассказывает, что тёмные полосы на шкуре животного – след от пальцев пророка. Однажды кошка убила змею, забравшуюся в рукав и собиравшуюся ужалить Мухаммада. Опередив Пророка, собиравшегося надеть одежду с затаившейся в ней смертью, кошка отважно прыгнула на рукав, загрызла змею и гордо показала добычу Мухаммаду. Была ли это Муэцца? За свое спасение Пророк коснулся лба кошки и навсегда оставил на нем четыре четкие линии, отмечая благословенное животное.

Кроме того, Еще Мухаммад запретил продавать котов за деньги, или обменивать на товары. Это свободное существо, а не собственность, с уважением считал Пророк.

Любовь Мухаммада к котам разделяли и его близкие. Так, друг Пророка Абд аль Рахман даже заслужил прозвище Абу Хурайра, отец котов, поскольку всюду, куда бы он ни шел, с ним был котенок. Кроме того, будучи смотрителем мечети, он заботился о том, чтобы окрестные коты были всегда сыты. Из-за этого кошачье племя в самой мечети значительно увеличилось. Котопапа свое прозвище оправдывал.

И вот, со времен Пророка кошки почитаются всеми мусульманами. И не просто почитаются! В их честь слагались стихи, мурлыканье кошки суфии сравнивали с исполнением зикра — ритмичным повторением имени бога, из-за чего усатых-полосатых использовали в больницах, веря в целебную силу их мурлыканья. Коты даже ставились в пример другим мусульманам.

Суфийские легенды рассказывают также о коте шейха, помогавшем учителям наводить порядок в школе (чем не прообраз миссис Норрис из Гарри Поттера?). Однажды этот кот пожертвовал собой ради спасения дервишей. Другой шейх, Абу Бакр аль Шибли после своей смерти явился во сне одному из учеников и поведал, что попал в рай. Однако такой милости он удостоился не за религиозное рвение. Аллах сказал ему: «Помнишь ли холодный снежный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка. Ты взял его и согрел под плащом. Из-за этого котенка ты и прощен».

В XIII веке мамлюкский султан Египта и Сирии аль-Захир Бейбарс повелел основать особый «кошачий сад», где кошки Каира могли бы найти убежище, еду и питье в любое время. С тех пор это место многократно переходило из рук в руки, но указ султана исполнялся неукоснительно, и исполняется по сей день. Каждый вечер тысячи каирских кошек стекаются в сад, куда приходят люди с полными корзинами еды для них. Какие бы перемены ни сулил новый век, кошки должны быть накормлены.

И сегодня многие исламские города наводнены кошками, которых холят, лелеют и пускают везде, куда бы это свободолюбивое, но удивительно ласковое существо ни решило пройти. Ведь после смерти кот попадает прямо в рай, где может рассказать о вашей доброте Пророку.

По Блаватской, кошка чаще других зверей принимает форму круга (подобно змее, сворачивающейся в кольцо) и поэтому является священным животным.
Символы и мифы о кошках и котах говорят о преклонение перед этими животными древних греков и египтян, жителей Тибета и Швейцарии. То, что образа кота использовался как символ свободолюбия и независимости, позволяет понять, каким сокровищем владеет хозяин этого удивительного животного. Прислушайтесь сердцем к тому, что пытается поведать вам ваш кот или кошка, и вы узнаете много нового и интересного о жизни, о людях и о вас самих.

admin

Все записи автора